(1912–1987)
Писатель-авангардист, продолжателель русского авангардного искусства, русского футуризма, экспериментатор в области словотворчества и «зауми».
Георгий Валерианович Спешнев был связан с историческим авангардом и прежде всего с Хлебниковым. Подобно Хлебникову Спешнев видел в слове сущность. Это видение подвигало его к поиску новых сближений слов, а также «нового правописания». Его звукописьмо было направлено на преобразование поля словесности из «молчащего» в звучащее.
Одним из главных положений свода творений Г. Спешнева является его Антиэстетика, Антикрасота — иносказание красоты. В специальных тезисах, обосновывающих всевозможные анти-, Спешнев упоминает и антироман и театр абсурда, как «частные случаи общего направления современной эстетики, вернее — антиэстетики, по его мнению, «основанной на принципах, прямо противоположных принципам классической эстетики». В Антипоэзии Спешнева действуют Антиметафоры — «уподобления по противоположности», возникает Антиметр — «ритмичное нарушение метра», Антирифма — протипоставления звуков, «звуковой контраст».
Биография
Потомок Николая Александровича Спешнева — одного из петрашевцев.
Родился в дворянской семье в Москве. В 23 году их семья была сослана в Тобольск. Закончил 7 классов гимназии, основное образование получил в семье, знал в совершенстве французский, английский. В возрасте 17 лет вернулся в Москву. В это время он начал посещать литературные кружки, где царил Маяковский, сам пишет свои первые литературные опыты. В это время было написано первое сочинение, которое он уничтожил, но в последующие годы пытался восстановить. В годы войны семья была направлена в тыл, в Челябинск, где прожил до 1958 г. Поскольку он работал в строительстве, был направлен в Катав-Ивановск (Челябинская область), где прошли последние годы жизни. В 1962 году, уйдя на пенсию, начал работать над романом в реалистическом жанре (по его определению «китч-роман»), где описываются события, предшествующие действию основного произведения.
Умер в 1987 году, оставив после себя огромное наследие…
Свое сочинение он определяет в посвящении детям , «От сочинителя к предпологаемым читателям», а также в «Памятке, для самого себя написанной ».
Знакомство со сводом рукописей Спешнева показывает, что его тексты были слишком радикальны не только для сороковых годов. Он работал над своими текстами до конца жизни, то есть до 1987 года. Честь открытия Спешнева принадлежит Рудольфу Дуганову
Фрагмент работ опубликован в «Вестнике Общества Велимира Хлебникова» в 1999 году
и в книге Сергея Бирюкова «Амплитуда авангарда» в 2014 году.
Извлечение из бумаги под названием
«Краткие биографические сведения»,
приложенной Г.В.Спешневым к заявлению о переводе на другую должность (1945 г.).
Родился в 1912 г. Стаж работы с 1929 г. По профессии экономиста работает с 1934 г.
Работал сметчиком, руководителем сметно-договорной группы, старшим экономистом, начальником планового отдела, старшим инженером. В заявлении просит перевести его с этой должности на экономическую. Работал ранее в Палеве, Орске, Тихвине. В 1941 году эвакуировался в Челябинск, работал на электродном заводе. «Не имея дипломированного образования, я постоянно работал над повышением своей квалификации и хорошо знаю как строительное производство, так и сметно-экономические вопросы.
Знаю иностранные языки: английский — хорошо; французский — несколько слабее; поверхностно знаком с другими европейскими языками: испанским, итальянским, немецким, перевожу техническую литературу».
Из справок издательства и редакции газеты
«За Коммунистическое воспитание»:
С 20 апреля 1931 г. по 10 января 1932 г. работал ответственным исполнителем сектора информации и спецкорра по Новороссийску (уволился по собственному желанию). С 16. 6. 32 по 27.8.32 работал собственным корреспондентом по Самаре, уволен по ликвидации пункта.
Описание герба рода Спешневых —
Потомства Семена Фомича Спешнева:
«Щит разделен параллельно на две части, в верхней части в голубом поле изображены три золотые шестиугольные звезды и посредине оных серебряная луна, рогами в правую сторону обращенная. В нижнем поле серебряный олень, бегущий в правую сторону, щит увенчан дворянским шлемом и короною с тремя на оной страусовыми перьями. Намет на щите голубой, подложенный серебром». Здесь же сообщается, что Спешневы входят в число древнейшего дворянства, род прослеживается по книгам в 1628 и последующих годах.